Администрация  

Контактная информация
Заместители
Фесюк Наталья Евгеньевна
Старикова Екатерина Александровна
Планы основных мероприятий
Финансовое управление
О финансовом управлении
Планы работы финансового управления
Решения Думы о бюджете с изменениями
Публичные слушания
Отчеты об исполнении бюджета
Ежемесячные отчеты
Отчеты о работе финансового управления
Бюджет для граждан
Изучение мнения населения о качестве муниципальных услуг
Информация о результатах проверок
Проект бюджета и материалы к нему
Годовой отчет и материалы к нему
Реестр расходных обязательств
Копии аналитических статей о бюджете и бюджетном процессе, опубликованных в СМИ
Отдел внутреннего муниципального финансового контроля
Об отделе внутреннего муниципального финансового контроля
Планы проведения проверок
Информация о результатах проверок
Отдел архитектуры и градостроительства
Об отделе архитектуры и градостроительства
Планы работы отдела архитектуры и градостроительства
Документы территориального планирования
Правила землепользования и застройки
Публичные слушания в сфере архитектуры и градостроительства
Статистическая информация и иные сведения о градостроительной деятельности
Разрешения на ввод в эксплуатацию
Разрешения на строительство
Реестры выдачи градостроительных планов земельных участков
Инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Основные права и обязанности застройщика
Для участников долевого строительства
Схемы размещения рекламных конструкций
Реестр улиц
Полезные ссылки
Получить услугу в сфере строительства
Исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства
Местные нормативы градостроительного проектирования
Калькулятор процессов. Инфографика. Видеоролики. Буклеты.
Новости в сфере градостроительства
Графики обучающих семинаров для участников градостроительной деятельности
Получить сведения из информационных систем в сфере градостроительной деятельности
Экспертиза инженерных изысканий и проектной документации
Документы по планировке территории (ДПТ)
Реестр типовых ошибок в проектной документации
Отдел земельных отношений
Об отделе земельных отношений
Планы работы отдела земельных отношений
Муниципальный земельный контроль
Перечень НПА, их отдельные части, содержащие обязательные требования
Перечень муниципальных нормативных актов
Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля
Сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц
Планы ежегодных проверок муниципального земельного контроля
Комментарии о содержании новых НПА
Программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных законодательством, в сфере муниципального земельного контроля на территории Дальнереченского городского округа
Перечень документов и (или) информации, которые органы местного самоуправления не имеют право запрашивать у подконтрольного субъекта
Проект программы профилактики
Информация для арендаторов земельных участков
Земля многодетным семьям
Предоставление в аренду земельных участков для ИЖС
Предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством
Информация о торгах
Невостребованные доли
Реквизиты для оплаты арендной платы за земельные участки
Дальневосточный гектар
Способы и условия получения земельных участков
Сведения о прошедших земельных аукционах
Росреестр разъясняет
Земельные отношения
Отдел муниципального имущества
Об отделе муниципального имущества
Приватизация и аренда муниципального имущества
Планирование приватизации муниципального имущества
Перечень объектов муниципального имущества , свободного от прав третьих лиц
Имущественная поддержка субъектов МСП
НПА
Федеральное законодательство
Региональное законодательство
Порядок формирования и ведения перечня
Порядок предоставления имущества из перечня
НПА об утверждении перечня
Антикризисные меры поддержки субъектов МСП
Вопрос-ответ
Имущество для бизнеса
Коллегиальный орган
Главная страница раздела
Муниципально-частное партнерство, концессия
Информация об объектах, находящихся в муниципальной собственности
Порядок размещения сведений из реестра муниципального имущества
Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
Отдел по делам ГО, ЧС и моб. работе
Об отделе по делам ГО, ЧС и мобилизационной работе
Решения КЧС
Протоколы АТК
Информация по безопасности жизнедеятельности
Мониторинг паводковой ситуации
На страже закона
Отдел экономики и прогнозирования
Об отделе экономики и прогнозирования
Планы работы отдела экономики и прогнозирования
Отчеты отдела экономики и прогнозирования
Сельское хозяйство
Неформальная занятость
Самозанятость
Реестр предприятий пассажирских перевозок
Руководителям предприятий и предпринимателям
Реализация муниципальных программ
Доступная среда
Развитие конкуренции
Реестр муниципальных марштутов регулярных перевозок
Открытые конкурсы
Национальные проекты
Всероссийская перепись населения
Достижение экономической стабильности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации
Антимонопольное законодательство
Социальный контракт
Организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Поддержка СО НКО
ПРОГРАММА СО НКО
Извещения
Реестр СО НКО
Информация
НПА
О поддержке СО НКО
Отдел предпринимательства и потребительского рынка
Об отделе предпринимательства и потребительского рынка
Актуальная информация
Итоги развития сферы услуг и малого предпринимательства
Законодательство в сфере предпринимательства
В помощь предпринимателям
Ярмарки
Нестационарные торговые объекты
Нормативные правовые документы по НТО
Схема размещения НТО
Извещения по НТО
Комиссия НТО
Перечень НО (общественное питание и бытовое обслуживание)
Доступная среда
Реестр ярмарочных площадок
Защита прав потребителей
Нормативно-правовые документы по защите прав потребителей
Вопросы и ответы
Куда обратиться за защитой прав потребителей
Образцы притензий по товарам и услугам
Конкурсы
Горячая линия Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае
История успеха
Cоциальные проекты
Социальное предпринимательство
Отдел муниципальной службы и кадров
Об отделе муниципальной службы и кадров
25-ФЗ О муниципальной службе
82-КЗ О муниципальной службе в Приморском крае
Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения
Вопросы муниципальной службы
Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы
Вакансии
Конкурсы на замещение вакантных должностей муниципальной службы
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы
Формы и образцы документов отдела муниципальной службы и кадров
Муниципальная программа «Развитие муниципальной службы в органах местного самоуправления Дальнереченского городского округа» на 2023-2025 годы»
Противодействие коррупции
Сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера
Информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений Дальнереченского городского округа
Конкурс на включение в кадровый резерв администрации Дальнереченского городского округа
Муниципальные нормативные правовые акты
Проведение конкурса
Отдел делопроизводства
Об отделе делопроизводства
Проекты правовых актов
Правовые акты
Обращения граждан
Бланк заявления
Порядок работы с письменными и устными обращениями граждан
Порядок рассмотрения обращений от организаций
Информация о работе администрации Дальнереченского городского округа с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления
Регламенты услуг
Перечень МСЗУ
Порядок обжалования правовых актов и иных решений
Организационно-информационный отдел
Об организационно-информационном отделе
Планы мероприятий
Положения о награждении
Политика по ПДн
Перечень информационных систем
Присяжные заседатели
Отдел спорта
Об отделе спорта
Планы мероприятий отдела спорта
ВФСК ГТО
Новости отдела спорта
Правовой отдел
О правовом отделе
Оказание бесплатной юридической помощи
Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в ДГО
Отдел ЗАГС
Об отделе ЗАГС
Отчеты отдела ЗАГС
Нормативно - правовые акты
Бланки заявлений, квитанций
Семья-основа мира
Отдел по исполнению административного законодательства
Об отделе по исполнению административного законодательства
КДН
О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Информация о заседаниях КДН
Постановления КДН
Государственное управление охраной труда
О государственном управлении охраной труда
Информация по охране труда для руководителей
Решения МВК по охране труда
Планы проведения плановых проверок в подведомственных организациях
Конкурсы по охране труда
Библиотека лучших практик по охране труда
Труд женщин
Муниципальный жилищный контроль
О муниципальном жилищном контроле
План ежегодных проверок муниципального жилищного контроля
Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования
НПА муниципального жилищного контроля
Комментарии о содержании новых нормативно правовых актов
Обобщение практики осуществления муниципального жилищного контроля
Программа профилактики нарушения обязательных требований
Отдел опеки и попечительства
Об отделе опеки и попечительства
Нам нужна семья
Они нашли семью
Отчеты отдела опеки и попечительства
Путеводитель для начинающих приемных родителей
Служба сопровождения замещающих семей
Библиотека приемной семьи
Профилактика незаконного оборота и немедецинского потребления наркотиков на территории Дальнереченского городского округа
   

Постановление администрации Дальнереченского городского округа № 692 от 03.06.2014 г. Об утверждении Политики администрации Дальнереченского городского округа в отношении обработки персональных данных

В соответствии с п. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», администрация Дальнереченского городского округа

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить политику администрации Дальнереченского городского округа в отношении обработки персональных данных (приложение);

2. Начальнику отдела делопроизводства администрации Дальнереченского городского округа Н.Н.Сиротенко разместить данное постановление на официальном сайте Дальнереченского городского округа.

Глава администрации Дальнереченского городского округа С.В. Старков


Политика администрации Дальнереченского городского округа в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения

1.1. Термины и определения

Персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор- государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Обработка персональных данных- любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Автоматизированная обработка персональных данных- обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

Распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

Блокирование персональных данных- временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

Уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

Обезличивание персональных данных- действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.

Информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку с использованием информационных технологий и технических средств.

Трансграничная передача персональных данных- передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

1.2. Назначение и правовая основа документа

Политика администрации Дальнереченского городского округа в отношении обработки персональных данных (далее - Политика) разработана в целях обеспечения реализации требований законодательства РФ в области обработки персональных данных, направленного на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, в частности в целях защиты от несанкционированного доступа и неправомерного распространения персональных данных, обрабатываемых в администрации Дальнереченского городского округа (далее – Администрация).

Политика предназначена для работников Администрации, осуществляющих обработку персональных данных в целях непосредственной реализации ими закрепленных в Политике принципов, а также является информационным ресурсом для субъектов персональных данных, позволяющим определить концептуальные основы деятельности Администрации при обработке персональных данных.

Настоящая Политика разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральным законом от 02.09.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2008 № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных», постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами», документы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной службы безопасности России.

Использование данной Политики в качестве основы для построения комплексной системы информационной безопасности персональных данных Администрации позволит оптимизировать затраты на ее построение.

При разработке Политики учитывались основные принципы создания комплексных систем обеспечения безопасности информации, характеристики и возможности организационно-технических методов и современных аппаратно-программных средств защиты и противодействия угрозам безопасности информации.

2. Объекты защиты

Основными объектами системы безопасности персональных данных в Администрации являются:

- информационные ресурсы с ограниченным доступом, содержащие персональные данные;

- процессы обработки персональных данных в информационной системе персональных данных Администрации, информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации, персонал разработчиков и пользователей системы и ее обслуживающий персонал;

- информационная инфраструктура, включающая системы обработки и анализа информации, технические и программные средства ее обработки, передачи и отображения, в том числе каналы информационного обмена и телекоммуникации, системы и средства защиты информации, объекты и помещения, в которых расположены технические средства обработки персональных данных.

3. Цели и задачи обеспечения безопасности персональных данных

3.1. Интересы затрагиваемых субъектов информационных отношений

Субъектами информационных отношений при обеспечении безопасности персональных данных Администрации являются:

- Администрация, как собственник информационных ресурсов;

- руководство и работники Администрации, в соответствии с возложенными на них функциями.

Перечисленные субъекты информационных отношений заинтересованы в обеспечении:

- своевременного доступа к необходимым им персональным данным (их доступности);

- достоверности (полноты, точности, адекватности, целостности) персональных данных;

- конфиденциальности (сохранения в тайне) персональных данных;

- защиты от навязывания им ложных (недостоверных, искаженных) персональных данных;

- разграничения ответственности за нарушения их прав (интересов) и установленных правил обращения с персональными данными;

- возможности осуществления непрерывного контроля и управления процессами обработки и передачи персональных данных;

- защиты персональных данных от незаконного распространения.

3.2. Цели защиты

Основной целью, на достижение которой направлены все положения настоящей Политики, является защита субъектов информационных отношений Администрации от возможного нанесения им материального, физического, морального или иного ущерба, посредством случайного или преднамеренного воздействия на персональные данные, их носители, процессы обработки и передачи.

Указанная цель достигается посредством обеспечения и постоянного поддержания следующих свойств персональных данных:

- доступности персональных данных для легальных пользователей (устойчивого функционирования информационной системы Администрации, при котором пользователи имеют возможность получения необходимых персональных данных и результатов решения задач за приемлемое для них время);

- целостности и аутентичности (подтверждение авторства) персональных данных, хранимых и обрабатываемых в информационной системе Администрации и передаваемой по каналам связи;

- конфиденциальности - сохранения в тайне определенной части персональных данных, хранимых, обрабатываемых и передаваемых по каналам связи.

Необходимый уровень доступности, целостности и конфиденциальности персональных данных обеспечивается соответствующими множеству значимых угроз методами и средствами.

3.3. Основные задачи системы обеспечения безопасности персональных данных

Для достижения основной цели защиты и обеспечения указанных свойств персональных данных система обеспечения информационной безопасности Администрации должна обеспечивать эффективное решение следующих задач:

- своевременное выявление, оценка и прогнозирование источников угроз информационной безопасности, причин и условий, способствующих нанесению ущерба заинтересованным субъектам информационных отношений, нарушению нормального функционирования информационной системы Администрации;

- создание механизма оперативного реагирования на угрозы безопасности информации и негативные тенденции;

- создание условий для минимизации и локализации наносимого ущерба неправомерными действиями физических и юридических лиц, ослабление негативного влияния и ликвидация последствий нарушения безопасности информации;

- защиту от вмешательства в процесс функционирования информационной системы Администрации посторонних лиц (доступ к информационным ресурсам должны иметь только зарегистрированные в установленном порядке пользователи);

- разграничение доступа пользователей к информационным, аппаратным, программным и иным ресурсам Администрации (возможность доступа только к тем ресурсам и выполнения только тех операций с ними, которые необходимы конкретным пользователям для выполнения своих служебных обязанностей), то есть защиту от несанкционированного доступа;

- обеспечение аутентификации пользователей, участвующих в информационном обмене (подтверждение подлинности отправителя и получателя информации);

- защиту от несанкционированной модификации используемых в информационной системе Администрации программных средств, а также защиту системы от внедрения несанкционированных программ, включая компьютерные вирусы;

- защиту информации ограниченного пользования от утечки по техническим каналам при ее обработке, хранении и передаче по каналам связи.

3.4. Основные пути решения задач системы защиты

Поставленные основные цели защиты и решение перечисленных выше задач достигаются:

- строгим учетом всех подлежащих защите ресурсов информационной системы Администрации (информации, задач, документов, каналов связи, серверов, автоматизированных рабочих мест);

- записью действий персонала, осуществляющего обслуживание и модификацию программных и технических средств информационной системы;

- полнотой, реальной выполнимостью и непротиворечивостью требований организационно-распорядительных документов Администрации по вопросам обеспечения безопасности информации;

- подготовкой должностных лиц (сотрудников), ответственных за организацию и осуществление практических мероприятий по обеспечению безопасности персональных данных и процессов их обработки;

- наделением каждого сотрудника (пользователя) минимально необходимыми для выполнения им своих функциональных обязанностей полномочиями по доступу к информационным ресурсам Администрации;

- четким знанием и строгим соблюдением всеми пользователями информационной системы Администрации требований организационно-распорядительных документов по вопросам обеспечения безопасности персональных данных;

- персональной ответственностью за свои действия каждого сотрудника, в рамках своих функциональных обязанностей имеющего доступ к информационным ресурсам Администрации;

- непрерывным поддержанием необходимого уровня защищенности элементов информационной системы Администрации;

- применением физических и технических (программно-аппаратных) средств защиты ресурсов системы и непрерывной административной поддержкой их использования;

- эффективным контролем над соблюдением пользователями информационных ресурсов Администрации требований по обеспечению безопасности информации;

- юридической защитой интересов Администрации при взаимодействии с внешними организациями (связанном с обменом персональными данными) от противоправных действий, как со стороны этих организаций, так и от несанкционированных действий обслуживающего персонала и третьих лиц.

4. Основные принципы построения системы безопасности персональных данных

Построение системы обеспечения безопасности персональных данных Администрации, и ее функционирование должны осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

- законность;

- системность;

- комплексность;

- непрерывность;

- своевременность;

- преемственность и непрерывность совершенствования;

- разумная достаточность (экономическая целесообразность);

- персональная ответственность;

- минимизация полномочий;

- исключение конфликта интересов;

- взаимодействие и сотрудничество;

- гибкость системы защиты;

- открытость алгоритмов и механизмов защиты;

- простота применения средств защиты;

- обоснованность и техническая реализуемость;

- специализация и профессионализм;

- обязательность контроля.

4.1. Законность

Предполагает осуществление защитных мероприятий и разработку системы безопасности персональных данных Администрации в соответствии с действующим законодательством в области защиты персональных данных, а также других законодательных актов по безопасности информации РФ, с применением всех дозволенных методов обнаружения и пресечения правонарушений при работе с персональными данными. Принятые меры безопасности персональных данных не должны препятствовать доступу правоохранительных органов в предусмотренных законодательством случаях.

Все пользователи информационной системы Администрации должны иметь представление об ответственности за правонарушения в области обработки персональных данных.

4.2. Системность

Системный подход к построению системы защиты информации в Администрации предполагает учет всех взаимосвязанных, взаимодействующих и изменяющихся во времени элементов, условий и факторов, значимых для понимания и решения проблемы обеспечения безопасности персональных данных.

При создании системы защиты должны учитываться все слабые и наиболее уязвимые места информационной системы Администрации, а также характер, возможные объекты и направления атак на нее со стороны нарушителей (особенно высококвалифицированных злоумышленников). Система защиты должна строиться с учетом не только всех известных каналов проникновения и несанкционированного доступа к информации, но и с учетом возможности появления принципиально новых путей реализации угроз безопасности.

4.3. Комплексность

Комплексное использование методов и средств защиты компьютерных систем предполагает согласованное применение разнородных средств при построении целостной системы защиты, перекрывающей все существенные (значимые) каналы реализации угроз и не содержащей слабых мест на стыках отдельных ее компонентов. Защита должна строиться эшелонировано. Внешняя защита должна обеспечиваться физическими средствами, организационными и правовыми мерами.

4.4. Непрерывность защиты

Обеспечение безопасности персональных данных - процесс, осуществляемый руководством Администрации, администратором безопасности информационной системы и работниками Администрации всех уровней. Это не только и не столько процедура или политика, которая осуществляется в определенный отрезок времени или совокупность средств защиты, сколько процесс, который должен постоянно идти на всех уровнях внутри Администрации и каждый работник  должен принимать участие в этом процессе. Деятельность по обеспечению информационной безопасности является составной частью повседневной деятельности Администрации. И ее эффективность зависит от участия руководства Администрации в обеспечении информационной безопасности персональных данных.

Кроме того, большинству физических и технических средств защиты для эффективного выполнения своих функций необходима постоянная организационная (административная) поддержка (своевременная смена и обеспечение правильного хранения и применения имен, паролей, переопределение полномочий и т.п.). Перерывы в работе средств защиты могут быть использованы злоумышленниками для анализа применяемых методов и средств защиты, для внедрения специальных программных и аппаратных «закладок» и других средств преодоления защиты.

4.5. Своевременность

Предполагает упреждающий характер мер обеспечения безопасности персональных данных, то есть постановку задач по комплексной защите персональных данных и реализацию мер обеспечения безопасности персональных данных на ранних стадиях разработки информационных систем в целом и их систем защиты, в частности.

Разработка системы защиты должна вестись параллельно с разработкой и развитием самой защищаемой информационной системы. Это позволит учесть требования безопасности при проектировании архитектуры и, в конечном счете, создать более эффективные (как по затратам ресурсов, так и по стойкости) системы, обладающие достаточным уровнем защищенности.

4.6. Преемственность и совершенствование

Предполагает постоянное совершенствование мер и средств защиты персональных данных на основе преемственности организационных и технических решений, кадрового состава, анализа функционирования информационной системы Администрации и системы ее защиты с учетом изменений в методах и средствах перехвата информации, нормативных требований по защите, достигнутого отечественного и зарубежного опыта в этой области.

4.7. Разумная достаточность (экономическая целесообразность)

Предполагает соответствие уровня затрат на обеспечение безопасности персональных данных ценности информационных ресурсов и величине возможного ущерба от их разглашения, утраты, утечки, уничтожения и искажения. Используемые меры и средства обеспечения безопасности информационных ресурсов не должны заметно ухудшать эргономические показатели работы компонентов информационной системы Администрации. Излишние меры безопасности, помимо экономической неэффективности, приводят к утомлению и раздражению персонала.

Создать абсолютно непреодолимую систему защиты принципиально невозможно. Пока персональные данные находятся в обращении, принимаемые меры могут только снизить вероятность негативных воздействий или ущерб от них, но не исключить их полностью. При достаточном количестве времени и средств возможно преодолеть любую защиту. Поэтому имеет смысл рассматривать некоторый приемлемый уровень обеспечения безопасности. Высокоэффективная система защиты стоит дорого, использует при работе существенную часть ресурсов и может создавать ощутимые дополнительные неудобства пользователям. Важно правильно выбрать тот достаточный уровень защиты, при котором затраты, риск и размер возможного ущерба были бы приемлемыми.

4.8. Персональная ответственность

Предполагает возложение ответственности за обеспечение безопасности персональных данных и системы их обработки на каждого работника Администрации в пределах его полномочий. В соответствии с этим принципом распределение прав и обязанностей работников Администрации  строится таким образом, чтобы в случае любого нарушения круг виновников был четко известен или сведен к минимуму.

4.9. Минимизация полномочий

Означает предоставление пользователям минимальных прав доступа в соответствии со служебной необходимостью. Доступ к персональным данным должен предоставляться только в том случае и объеме, если это необходимо сотруднику для выполнения его должностных обязанностей.

4.10. Исключение конфликта интересов (разделение функций)

Эффективная система обеспечения информационной безопасности предполагает четкое разделение обязанностей работников Администрации и исключение ситуаций, когда сфера ответственности работников  допускает конфликт интересов. Сферы потенциальных конфликтов должны выявляться, минимизироваться, и находится под строгим независимым контролем. Реализация данного принципа предполагает, что ни один работник не должен иметь полномочий, позволяющих ему единолично осуществлять выполнение критичных операций. Наделение работника полномочиями, порождающими конфликт интересов, дает ему возможность подтасовывать информацию в корыстных целях или с тем, чтобы скрыть проблемы или понесенные убытки. Для снижения риска манипулирования персональными данными и риска хищения, такие полномочия должны в максимально возможной степени быть разделены между различными работниками или подразделениями Администрации. Необходимо проводить периодические проверки обязанностей, функций и деятельности рабоников, выполняющих ключевые функции, с тем, чтобы они не имели возможности скрывать совершение неправомерных действий. Кроме того, необходимо принимать специальные меры по недопущению сговора между работниками Администрации.

4.11. Взаимодействие и сотрудничество

Предполагает создание благоприятной атмосферы в коллективе Администрации. В такой обстановке работники  должны осознанно соблюдать установленные правила и оказывать содействие деятельности администратора безопасности информационной системы персональных данных.

Важным элементом эффективной системы обеспечения безопасности персональных данных в Администрации является высокая культура работы с информацией. Руководство Администрации несет ответственность за строгое соблюдение этических норм и стандартов профессиональной деятельности, подчеркивающей и демонстрирующей работникам  всех уровней важность обеспечения информационной безопасности Администрации. Все работники  должны понимать свою роль в процессе обеспечения информационной безопасности и принимать участие в этом процессе. Несмотря на то, что высокая культура обеспечения информационной безопасности не гарантирует автоматического достижения целей, ее отсутствие создает больше возможностей для нарушения безопасности или не обнаружения фактов ее нарушения.

4.12. Гибкость системы защиты

Система обеспечения информационной безопасности должна быть способна реагировать на изменения внешней среды и условий осуществления Администрацией своей деятельности. В число таких изменений входят:

- изменения организационной и штатной структуры Администрации;

- изменение существующих или внедрение принципиально новых информационных систем;

- новые технические средства.

Свойство гибкости системы обеспечения информационной безопасности избавляет в таких ситуациях от необходимости принятия кардинальных мер по полной замене средств и методов защиты на новые, что снижает ее общую стоимость.

4.13. Открытость алгоритмов и механизмов защиты

Суть принципа открытости алгоритмов и механизмов защиты состоит в том, что защита не должна обеспечиваться только за счет секретности структурной организации и алгоритмов функционирования ее подсистем. Знание алгоритмов работы системы защиты не должно давать возможности ее преодоления (даже авторам). Это, однако, не означает, что информация об используемых системах и механизмах защиты должна быть общедоступна.

4.14. Простота применения средств защиты

Механизмы и методы защиты должны быть интуитивно понятны и просты в использовании. Применение средств и методов защиты не должно быть связано со знанием специальных языков или с выполнением действий, требующих значительных дополнительных трудозатрат при обычной работе зарегистрированных пользователей, а также не должно требовать от пользователя выполнения рутинных малопонятных ему операций.

4.15. Обоснованность и техническая реализуемость

Информационные технологии, технические и программные средства, средства и меры защиты персональных данных должны быть реализованы на современном уровне развития науки и техники, обоснованы с точки зрения достижения заданного уровня безопасности информации и экономической целесообразности, а также должны соответствовать установленным нормам и требованиям по безопасности персональных данных.

4.16. Специализация и профессионализм

Предполагает привлечение к разработке средств и реализации мер защиты персональных данных специализированных организаций, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности по обеспечению безопасности информационных ресурсов, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области. Реализация административных мер и эксплуатация средств защиты должна осуществляться профессионально подготовленными специалистами Администрации (администратором безопасности информационной системы персональных данных).

4.17. Обязательность контроля

Предполагает обязательность и своевременность выявления и пресечения попыток нарушения установленных правил, обеспечения безопасности персональных данных, на основе используемых систем и средств защиты персональных данных, при совершенствовании критериев и методов оценки эффективности этих систем и средств.

Контроль за деятельностью любого пользователя, каждого средства защиты и в отношении любого объекта защиты должен осуществляться на основе применения средств оперативного контроля и регистрации и должен охватывать как несанкционированные, так и санкционированные действия пользователей.

Кроме того, эффективная система обеспечения информационной безопасности требует наличия адекватной и всеобъемлющей информации о текущем состоянии процессов, связанных с движением информации и сведений о соблюдении установленных нормативных требований, а также дополнительной информации, имеющей отношение к принятию решений. Информация должна быть надежной, своевременной, доступной и правильно оформленной.

Недостатки системы обеспечения информационной безопасности, выявленные работниками Администрации должны немедленно доводиться до сведения главы Администрации и оперативно устраняться. Вопросы, которые кажутся незначительными, когда отдельные процессы рассматриваются изолированно, при рассмотрении их наряду с другими аспектами могут указать на отрицательные тенденции, грозящие перерасти в крупные недостатки, если они не будут своевременно устранены.

5. Меры, методы и средства обеспечения требуемого уровня защиты информационных ресурсов

5.1. Меры обеспечения информационной безопасности

Все меры обеспечения безопасности информационной системы Администрации подразделяются на:

- правовые (законодательные);

- морально-этические;

- технологические;

- организационные (административные);

- физические;

- технические (аппаратурные и программные).

5.1.1. Законодательные (правовые) меры защиты

К правовым мерам защиты относятся действующие в Российской Федерации законы, указы и нормативные акты, регламентирующие правила обращения с персональными данными, закрепляющие права и обязанности участников информационных отношений в процессе их обработки и использования, а также устанавливающие ответственность за нарушения этих правил. Правовые меры защиты носят в основном упреждающий, профилактический характер и требуют постоянной разъяснительной работы с пользователями и обслуживающим персоналом информационной системы Администрации.

5.1.2. Морально-этические меры защиты

К морально-этическим мерам относятся нормы поведения, которые традиционно сложились или складываются по мере распространения информационных технологий в обществе. Эти нормы большей частью не являются обязательными, как законодательно утвержденные нормативные акты, однако, их несоблюдение может привести к падению авторитета, престижа человека, группы лиц или Администрации в целом. Морально-этические нормы бывают как неписаные, так и писаные, то есть оформленные в некоторый свод (устав) правил или предписаний. Морально-этические меры защиты являются профилактическими и требуют постоянной работы по созданию здорового морального климата в коллективе.

5.1.3. Технологические меры защиты

К данному виду мер защиты относятся разного рода технологические решения и приемы, основанные на использовании некоторых видов избыточности (структурной, функциональной, информационной, временной и т.п.) и направленные на уменьшение возможности совершения сотрудниками ошибок и нарушений в рамках предоставленных им прав и полномочий.

5.1.4. Организационные (административные) меры защиты

Организационные (административные) меры защиты - это меры организационного характера, регламентирующие процессы функционирования системы обработки персональных данных, использование ее ресурсов, деятельность обслуживающего персонала, а также порядок взаимодействия пользователей с системой таким образом, чтобы в наибольшей степени затруднить или исключить возможность реализации угроз безопасности или снизить размер потерь в случае их реализации.

5.2. Формирование политики безопасности

Главная цель административных мер, предпринимаемых на высшем управленческом уровне - сформировать политику в области обеспечения безопасности персональных данных (отражающую подходы к защите персональных данных) и обеспечить ее выполнение, выделяя необходимые ресурсы и контролируя состояние дел.

С практической точки зрения политику в области обеспечения безопасности персональных данных в Администрации целесообразно разбить на два уровня. К верхнему уровню относятся решения руководства, затрагивающие деятельность администрации в целом. Политика верхнего уровня должна четко очертить сферу влияния и ограничения при определении целей безопасности персональных данных, определить какими ресурсами (материальные, структурные, организационные) они будут достигнуты, и найти разумный компромисс между приемлемым уровнем безопасности и функциональностью.

Политика нижнего уровня, определяет процедуры, и правила достижения целей и решения задач безопасности персональных данных и детализирует (регламентирует) эти правила:

- каковы роли и обязанности должностных лиц, отвечающие за проведение политики безопасности персональных данных;

- кто имеет права доступа к персональным данным, кто и при каких условиях может читать и модифицировать персональные данные и т.д.

Политика нижнего уровня должна:

- предусматривать регламент информационных отношений, исключающих возможность произвольных, монопольных или несанкционированных действий в отношении информационных ресурсов;

- определять коалиционные и иерархические принципы и методы разделения секретов и разграничения доступа к персональным данным;

- выбирать программно-технические (аппаратные) средства противодействия НСД, аутентификации, авторизации, идентификации и других защитных механизмов, обеспечивающих гарантии реализации прав и ответственности субъектов информационных отношений.

5.3. Регламентация доступа в помещения

Компоненты информационной системы Администрации должны размещаться в помещениях, находящихся под охраной или наблюдением, исключающим возможность бесконтрольного проникновения в помещения посторонних лиц и обеспечивающим физическую сохранность находящихся в помещении защищаемых ресурсов (документов, АРМ и т.п.).

По окончании рабочего дня, помещения, в которых размещаются компоненты информационной системы Администрации, должны запираться на ключ.

В случае оснащения помещений средствами охранной сигнализации, а также автоматизированной системой приема и регистрации сигналов от этих средств, прием-сдача таких помещений под охрану осуществляется на основании специально разрабатываемой инструкции.

5.4. Регламентация допуска сотрудников к использованию информационных ресурсов

В рамках разрешительной системы (матрицы) доступа устанавливается: кто, кому, какую информацию и для какого вида доступа может предоставить и при каких условиях.

Допуск пользователей к работе с информационной системой Администрации и доступ к ее ресурсам должен быть строго регламентирован. Любые изменения состава и полномочий пользователей подсистем должны производиться установленным порядком.

Уровень полномочий каждого пользователя определяется индивидуально, соблюдая следующие требования:

- каждый работник пользуется только предписанными ему правами по отношению к персональным данным, с которыми ему необходима работать в соответствии с должностными обязанностями. Расширение прав доступа и предоставление доступа к дополнительным информационных ресурсам, в обязательном порядке, должно согласовываться с администратором безопасности информационной системы персональных данных;

- глава Администрации имеет права на просмотр информации своих подчиненных только в установленных пределах в соответствии со своими должностными обязанностями.

Все работники Администрации и обслуживающий персонал, должны нести персональную ответственность за нарушения установленного порядка обработки персональных данных, правил хранения, использования и передачи находящихся в их распоряжении защищаемых ресурсов системы. Каждый работник (при приеме на работу) должен подписывать обязательство о соблюдении и ответственности за нарушение установленных требований по сохранению персональных данных.

Обработка персональных данных в компонентах информационной системы Администрации должна производиться в соответствии с утвержденными технологическими инструкциями.

5.5. Регламентация процессов обслуживания и осуществления модификации аппаратных и программных ресурсов

В целях поддержания режима информационной безопасности аппаратно-программная конфигурация автоматизированных рабочих мест работников Администрации, с которых возможен доступ к ресурсам информационной системы, должна соответствовать кругу возложенных на данных пользователей функциональных обязанностей.

В компонентах информационной системы и на рабочих местах пользователей должны устанавливаться и использоваться лицензионные программные средства.

5.6. Обеспечение и контроль физической целостности (неизменности конфигурации) аппаратных ресурсов

Оборудование информационной системы, используемое для доступа и хранения персональных данных, к которому доступ обслуживающего персонала в процессе эксплуатации не требуется, после наладочных, ремонтных и иных работ, связанных с доступом к его компонентам должно закрываться.

5.7. Подбор и подготовка персонала, обучение пользователей

Пользователи информационной системы Администрации, а также руководящий и обслуживающий персонал должны быть ознакомлены со своим уровнем полномочий, а также организационно-распорядительной, нормативной, технической и эксплуатационной документацией, определяющей требования и порядок обработки персональных данных в Администрации.

Обеспечение безопасности персональных данных возможно только после выработки у пользователей определенной культуры работы, т.е. норм, обязательных для исполнения всеми, кто работает с информационными ресурсами Администрации. К таким нормам можно отнести запрещение любых умышленных или неумышленных действий, которые нарушают нормальную работу компонентов информационной системы, вызывают дополнительные затраты ресурсов, нарушают целостность хранимой и обрабатываемой информации, нарушают интересы законных пользователей, владельцев или собственников.

Все пользователи информационной системы Администрации должны быть ознакомлены с организационно–распорядительными документами по обеспечению безопасности персональных данных Администрации, в части, их касающейся, должны знать и неукоснительно выполнять инструкции и знать общие обязанности по обеспечению безопасности персональных данных. Доведение требований указанных документов до лиц, допущенных к обработке защищаемых персональных данных, должно осуществляться под роспись.

5.8. Ответственность за нарушения установленного порядка пользования ресурсами информационной системы Администрации

Мера ответственности персонала за действия, совершенные в нарушение установленных правил обеспечения безопасной работы с персональными данными, должна определяться нанесенным ущербом, наличием злого умысла и другими факторами по усмотрению главы Администрации.

Для реализации принципа персональной ответственности пользователей за свои действия необходимы:

- индивидуальная идентификация пользователей и инициированных ими процессов, т.е. установление за ними идентификатора (имени пользователя), на базе которого будет осуществляться разграничение доступа в соответствии с принципом обоснованности доступа;

- проверка подлинности пользователей (аутентификация) на основе паролей;

- реакция на попытки несанкционированного доступа (сигнализация, блокировка и т.д.).

5.9. Средства обеспечения безопасности персональных данных

Для обеспечения информационной безопасности в Администрации используются следующие средства защиты:

- физические средства;

- технические средства;

- средства идентификации и аутентификации пользователей;

- средства разграничения доступа;

- средства обеспечения и контроля целостности;

- средства оперативного контроля и регистрации событий безопасности.

Средства защиты должны применяться ко всем ресурсам информационной системы Администрации, независимо от их вида и формы представления информации в них.

5.9.1. Физические средства защиты

Физические меры защиты основаны на применении разного рода механических, электронных или электронно-механических устройств и сооружений, специально предназначенных для создания физических препятствий на возможных путях проникновения и доступа потенциальных нарушителей к компонентам системы и защищаемым персональным данным, а также технических средств визуального наблюдения, связи и охранной сигнализации.

Для обеспечения физической безопасности компонентов информационной системы Администрации необходимо осуществлять ряд организационных и технических мероприятий, включающих: проверку оборудования, предназначенного для обработки персональных данных, на:

- наличие специально внедренных закладных устройств;

- введение дополнительных ограничений по доступу в помещения, предназначенные для хранения и обработки персональных данных;

- оборудование систем информатизации устройствами защиты от сбоев электропитания и помех в линиях связи.

5.9.2. Технические средства защиты

Технические (аппаратно-программные) меры защиты основаны на использовании различных электронных устройств и специальных программ и выполняющих (самостоятельно или в комплексе с другими средствами) функции защиты (идентификацию и аутентификацию пользователей, разграничение доступа к ресурсам, регистрацию событий, криптографическое закрытие информации и т.д.).

С учетом всех требований и принципов обеспечения безопасности персональных данных по всем направлениям защиты в состав системы защиты должны быть включены следующие средства:

- средства разграничения доступа к данным;

- средства регистрации доступа к компонентам информационной системы и контроля за использованием информации;

- средства реагирования на нарушения режима информационной безопасности.

На технические средства защиты возлагается решение следующих основных задач:

- идентификация и аутентификация пользователей при помощи имен или специальных аппаратных средств (так называемых средств защиты от несанкционированного доступа, НСД);

- регламентация и управление доступом пользователей в помещения, к физическим и логическим устройствам;

- защита от проникновения компьютерных вирусов и разрушительного воздействия вредоносных программ;

- регистрация всех действий пользователя в защищенном журнале, наличие нескольких уровней регистрации;

- защита данных системы на сервере от доступа пользователей, в чьи должностные обязанности не входит работа с информации, находящейся на нем.

5.9.3. Средства идентификации и аутентификации пользователей

В целях предотвращения работы с ресурсами информационной системы Администрации посторонних лиц необходимо обеспечить возможность распознавания каждого легального пользователя (или групп пользователей). Для идентификации могут применяться различного рода устройства: магнитные карточки, ключи, ключевые вставки, дискеты и т.п.

Аутентификация (подтверждение подлинности) пользователей также может осуществляться:

- путем проверки наличия у пользователей каких-либо специальных устройств (магнитных карточек, ключей, ключевых вставок и т.д.);

- путем проверки знания ими паролей;

- путем проверки уникальных физических характеристик и параметров самих пользователей при помощи специальных биометрических устройств.

5.9.4. Средства разграничения доступа

Зоны ответственности и задачи конкретных технических средств защиты устанавливаются исходя из их возможностей и эксплуатационных характеристик, описанных в документации на данные средства.

Технические средства разграничения доступа должны по возможности быть составной частью единой системы контроля доступа:

- на контролируемую территорию;

- в отдельные помещения;

- к компонентам информационной среды Администрации и элементам системы защиты персональных данных (физический доступ);

- к информационным ресурсам (документам, носителям информации, файлам, наборам данных, архивам, справкам и т.д.);

- к активным ресурсам (прикладным программам, задачам и т.п.);

- к операционной системе, системным программам и программам защиты.

5.9.5. Средства обеспечения и контроля целостности

Средства обеспечения целостности включают в свой состав средства резервного копирования, программы антивирусной защиты, программы восстановления целостности операционной среды и баз данных.

Средства контроля целостности информационных ресурсов системы предназначены для своевременного обнаружения модификации или искажения ресурсов системы. Они позволяют обеспечить правильность функционирования системы защиты и целостность хранимой и обрабатываемой информации.

Контроль целостности информации и средств защиты, с целью обеспечения неизменности информационной среды, определяемой предусмотренной технологией обработки, и защиты от несанкционированной модификации персональных данных должен обеспечиваться:

- средствами разграничения доступа (в помещения, к документам, к носителям информации, к серверам, логическим устройствам и т.п.);

- средствами электронной подписи;

- средствами подсчета контрольных сумм (для используемого программного обеспечения).

5.9.6. Средства оперативного контроля и регистрации событий безопасности

Средства объективного контроля должны обеспечивать обнаружение и регистрацию всех событий (действий пользователей, попыток НСД и т.п.), которые могут повлечь за собой нарушение безопасности и привести к возникновению кризисных ситуаций. Анализ собранной средствами регистрации информации позволяет выявить факты совершения нарушений, их характер, подсказать метод его расследования и способы поиска нарушителя и исправления ситуации. Средства контроля и регистрации должны предоставлять возможности:

- ведения и анализа журналов регистрации событий безопасности (системных журналов);

- получения твердой копии (печати) журнала регистрации событий безопасности;

- упорядочения журналов, а также установления ограничений на срок их хранения;

- оперативного оповещения администратора безопасности о нарушениях.

При регистрации событий безопасности в журнале должна фиксироваться следующая информация:

- дата и время события;

- идентификатор субъекта, осуществляющего регистрируемое действие;

- действие (тип доступа).

5.10. Контроль эффективности системы защиты

Контроль эффективности защиты персональных данных осуществляется с целью своевременного выявления и предотвращения утечки персональных данных за счет несанкционированного доступа, а также предупреждения возможных специальных воздействий, направленных на уничтожение персональных данных, разрушение средств информатизации. Контроль может проводиться привлекаемыми для этой цели организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности.

Оценка эффективности мер защиты персональных данных проводится с использованием технических и программных средств контроля на предмет соответствия установленным требованиям.

Прочитано 11432 раз
   

Официальный сайт Дальнереченского городского округа
Copyright © Администрация Дальнереченского городского округа. 2010
При копировании материалов сайта, активная ссылка на первоисточник обязательна.
Телефоны: приемная: (42356) 25555, факс: (42356) 25503.
Адрес: 692135, Приморский край, Дальнереченск, ул. Победы, 13.
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайт создан и обслуживается администрацией Дальнереченского городского округа.